Операторы укрепляют служебные связи

Каждая пятая компания или индивидуальный предприниматель являются корпоративными клиентами сотовых операторов, подсчитало агентство AC&M. На фоне стагнации массового рынка мобильной связи корпоративный рынок растет в среднем на 10-12% в год, и к началу 2018 года доля его клиентов в общем объеме активных сим-карт может составить более 10%.

AC&M опросило 2,1 тыс. бизнес-клиентов в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Проникновение корпоративной связи в этих городах составляет 28% (с учетом индивидуальных предпринимателей), из чего аналитики делают вывод, что в целом по стране проникновение корпоративной мобильной связи в сегменте B2B может составлять не менее 22%. Речь идет о 24,7 млн клиентов — каждая пятая компания или ИП являются корпоративными клиентами операторов мобильной связи. В середине 2014 года, когда AC&M делало последнее подобное исследование, было 19,5 млн клиентов, то есть количество B2B-абонентов растет в среднем на 10-12% в год. Показатель не включает предприятия, которые по разным причинам используют услуги связи как физлица, в том числе «для служебной необходимости», оговариваются в AC&M.

Чаще всего в качестве оператора корпоративной связи участники опроса называют МТС. Исключение — Санкт-Петербург, где более половины респондентов используют в качестве корпоративного решения услуги «МегаФона». По прогнозу AC&M, к началу 2018 года доля корпоративных клиентов в общем объеме активных сим-карт будет составлять более 10% (не менее 26 млн абонентов).

Снижение активности абонентов в роуминге и стоимости исходящего голосового трафика операторы компенсируют за счет увеличения потребления корпоративными клиентами мобильного интернета и дополнительных услуг. За последний год доля корпоративных клиентов, использующих мобильный интернет, выросла более чем на 10 процентных пунктов, до 50%. В то же время выручка от этого сегмента не падает: 81% респондентов отмечал, что средние затраты на корпоративную связь остались неизменными или сократились не более чем на 10%. «Увеличение спроса и рост числа используемых абонентских контрактов на 12% компенсирует такого рода падение в ARPU (средний счет одного абонента в месяц.— «Ъ»). В результате выручка остается примерно на том же уровне, что и 12 месяцев назад или даже показывает скромный рост»,— говорят аналитики.

Сейчас ARPU в сегменте B2B, по оценке AC&M, составляет около 390 руб. в месяц, а на массовом рынке — 284 руб. (в начале 2015 года 440 руб. и 294 руб. соответственно). МТС и «МегаФон» не раскрывают ARPU, «Вымпелком» и «Т2 РТК Холдинг» (бренд Tele2) называют общее значение, не разделяя его на корпоративный и массовый рынки. У «Вымпелкома» по итогам второго квартала ARPU равнялся 304 руб., у «Т2 РТК Холдинга» — 221 руб.

В «Т2 РТК Холдинге» отказались от комментариев. В МТС отмечают, что во втором квартале база корпоративных клиентов выросла на 11-13% по сравнению с тем же периодом 2015 года. «Рост происходит за счет того, что мы можем предложить клиентам не только традиционные услуги, но и облачные, геолокационные сервисы, защищенные каналы связи, комплексные проекты в сфере интернета вещей, интеллектуальные системы связи и системную интеграцию»,— перечисляет представитель МТС Дмитрий Солодовников. Он считает, что «в отдаленной перспективе, по мере развития интернета вещей» корпоративный рынок сможет стать драйвером всего рынка мобильной связи. В «МегаФоне» говорят, что их клиентская база по В2В к концу 2015 года (более свежие данные не раскрываются) выросла на 5%. При этом в сегменте М2М (межмашинные коммуникации) показатель вырос на 25%, почти до 2 млн сим-карт. «Несмотря на видимую сложность, конвергентные продукты очень популярны у корпоративных клиентов. В 2015 году мы запустили продукт ЭДО (электронный документооборот) и сервис «Онлайн-конференции». Очень популярна услуга «Виртуальная АТС»»,— поясняют в «МегаФоне». У «Вымпелкома» число корпоративных клиентов по итогам второго квартала выросло примерно на 8%. Потенциал рынка корпоративной связи, говорит пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева, компания видит в ИКТ-сервисах и прочих дополнительных услугах существующим клиентам.

Анна Балашова

Коммерсант

Комментарии к этой публикации закрыты.